Современное обучение: взаимодействие между педагогикой, учебным пространством и технологией
Мишель Селинджер, компания Cisco
Статья
доктора Мишель Селинджер (Michelle Selinger), директора по вопросам
образования в консалтинговом подразделении Cisco IBSG. Будучи одним из
ведущих специалистов Cisco по применению информационно-коммуникационных
технологий в образовании, она принимала участие в целом ряде программ,
направленных на трансформацию образовательной системы, включая Всемирную
образовательную инициативу Всемирного экономического форума.
В мире рождается новая педагогика. Она ставит учеников в центр
учебного процесса и призывает учителей к использованию более обширного
арсенала стратегий и навыков, ведущих к развертыванию междисциплинарной
работы, основанной на проектах. Обучение наиболее эффективно, когда оно
носит практический характер. В этом случае люди учатся естественным
образом, находясь в практической ситуации, взятой из реальной жизни и
наглядно демонстрирующей нужность и ценность приобретаемых знаний и
навыков.
Внедрение технологии помогает развивать новую педагогику. Оно не
только трансформирует способы взаимодействия между учителями и
обучаемыми, но и создает потребность в пересмотре привычных способов
организации учебного пространства. Стратегия технологически насыщенного
обучения, прежде всего, должна быть основана на модели, требующей ясной
постановки задач и эффективной подготовки учеников к реальной жизни и
работе в XXI столетии. Необходимо тщательно подготовить и разработать
эту стратегию, прежде чем принимать решения о компонентах, которые
поддержат указанную модель и обеспечат успех учебного процесса.
Модель обучения, состоит из взаимозависимых компонентов. В центре
этой модели – обучаемые и учителя, а вокруг – следующие компоненты:
- школьные здания и учебная среда определенного типа;
- учебная программа и системы оценки;
- профессиональная подготовка учителей и школьных руководителей;
- информационные и прочие услуги, включая управление школами;
- сетевая инфраструктура;
- технические устройства доступа.
Эти компоненты на равных правах участвуют в школьной реформе и
процессе обновления школы. Ни один из них не в состоянии в одиночку
раскрыть все свои возможности по повышению качества школьного обучения
без взаимодействия с остальными компонентами. Для эффективной работы они
должны использоваться вместе как единое целое. Вот что это означает на
практике:
- учебная программа должна быть актуальной и современной, а
система оценок и контроля должна не только измерять возможности
человеческой памяти, но и отражать знания и навыки, необходимые
обучаемым в социально-культурном контексте и экономике XXI века;
- профессиональная подготовка учителей в области использования
современных методов обучения должна соответствовать требованиям новой
образовательной модели; учителя должны умело использовать новые
технологии и другие средства для повышения качества учебного процесса;
- в школе должны использоваться стратегии развития лидерства и управления изменениями;
- необходимо внедрять административные процессы, поощряющие эффективность и прозрачность и повышающие производительность труда;
- инфраструктура (помещения, технологии и системы безопасности)
должна создавать благоприятную и безопасную атмосферу, повышающую
качество обучения;
- архитектура школы не должна напоминать "фабрику знаний",
отражающую реалии XIX века; школы должны создавать привлекательную
актуальную среду для обучения, поддерживать более высокую гибкость
учебного пространства и учитывать все, что на сегодня известно о
совместном самостоятельном обучении; школа должна активно сотрудничать с
родителями и местным сообществом.
Обучение, основанное на совместной работе
Если мы хотим развивать у обучаемых навыки и умения XXI века, определенные "Альянсом за навыки XXI века",
нам нужно уделять больше внимания совместной работе, которая
подразумевает совместную работу равноправных коллег, сосредоточенную на
контенте и вокруг него, а также совместную разработку контента.
Сегодня мало кто из учащихся не имеет опыта использования
технологий. Каждый из них имеет как минимум мобильный телефон.
Исследования показывают, что современная молодежь относится к совместной
работе, как к чему-то естественному. Особенности "цифрового поколения"
подробно описаны в работах Дона Тэпскотта (Don Tapscott - 1999, 2009), Вима Вина (Wim Veen
- 2007) и некоторых других авторов. Молодые люди используют социальные
сети для обсуждения всех аспектов своей жизни. Они планируют свой день с
помощью мгновенных сообщений и SMS. Есть ученики, для которых
технология стала второй натурой, и они не ожидают от школы никаких
технологических ограничений. Они предполагают, что технология должна
быть доступна повсюду и что они смогут и дома, и в классе пользоваться
любыми технологическими средствами, способными помочь им в учебе.
Мы давно признали, что совместная работа оказывает большое влияние
на совершенствование обучения. При этом технология оказывается наиболее
эффективной, когда она используется не только для доступа к
информационным ресурсам. Совместная работа в учебном процессе может
принимать множество разных форм, повышающих мотивацию обучаемых и
создающих реалистичную учебную среду. Ученики могут сотрудничать в
рамках определенного проекта или задания. Они могут поддерживать друг
друга в процессе обучения и даже помогать учителю преподавать свой
предмет. Для совместной работы можно приглашать специалиста из музея,
картинной галереи, больницы или коммерческой организации, чтобы он вел
урок вместе с учителем. Такое взаимодействие заменит старую методику
постановки перед учениками "реальных задач" (которые на деле
представляются "реальными" далеко не каждому). Вместо этого мы создаем
живую учебную среду, в которой каждый ученик решает актуальные задачи
личного, культурного, социального и экологического характера.
С появлением Интернета совместная работа стала возможной не только в
одной физической точке. Ее можно вести в "виртуальной среде" с помощью
видеоконференций в виртуальных аудиториях. Эти технологии должны стать
доступны для всего класса или для малых групп. При этом учителям нужно
подумать над тем, как наиболее эффективно использовать учебную среду и
каким образом приглашать в нее удаленных специалистов и обучаемых в тех
или иных сценариях. К примеру, музейный работник может показать всему
классу кости динозавров, а затем провести с учениками видеоконференцию
или сеанс Telepresence. В другом сценарии два ученика могут обсуждать
между собой особенности жизни в той или иной стране. В третьем сценарии
профессор университета может поговорить с наиболее продвинутыми
учениками о проблемах квантовой физики и показать ее основные принципы
совместно работающей группе обучаемых, подключив к этой конференции
ученика, лежащего дома со сломанной ногой.
Место технологии
Многие школы используют технологию лишь на периферии учебного
процесса либо хоронят ее в глубинах компьютерных лабораторий, но ни один
разумный учитель не сдаст все книги в библиотеку лишь затем, чтобы раз в
неделю водить туда учеников. Почему бы не применить к технологиям такой
же подход, как к книгам? Сегодня, когда мы окружены беспроводными
точками доступа, сверхмобильными устройствами, электронными книгами и
потоковым видео, ученики могут получать информацию в самых разных
форматах, и доступ к этой информации должен быть постоянным, непрерывным
и повсеместным в любой момент времени. В расположенной в Мельбурне
(Австралия) начальной школе Silverton ученики в возрасте от пяти лет и
старше имеют доступ ко множеству устройств: цифровым фото- и
видеокамерам, цифровым микроскопам, мобильным и настольным компьютерам,
устройствам i-Pod и i-Pad, MP3-плейерам,
установленным на удобной детям высоте интерактивным доскам, датчикам,
сканерам, а также к школьной телестудии и радиостанции. Все эти
технологии используются беспрепятственно вместе с другими нетехническими
средствами, причем пользователь самостоятельно выбирает средства для
своего обучения и сам решает, что и когда применять. Задача учителей
состоит в том, чтобы организовать учебный процесс и поставить перед
учениками задачи, решение которых требует изучения учебной программы.
Роль учителя
Роль учителя меняется. Он становится не источником знаний, а
организатором учебного процесса. Прошли те времена, когда вся
информация, которую изучали ученики, находилась в голове учителя и лишь
изредка добывалась из телевизионной или радиопрограммы, а также из
библиотеки. В Интернете доступна информация разных форматов и разного
качества, и роль преподавателя теперь состоит в том, чтобы помочь
ученикам "переварить" найденную информацию и вести поиск в доступных
источниках. Учитель должен задавать вопросы, помогающие ученикам
воспринимать новую информацию и превращащие ее в полезные, прочно
усвоенные знания. В новой среде обучения ученики советуются не только с
учителем, но и друг с другом, а также с экспертами, находящимися за
пределами класса. Учитель же в случае необходимости помогает учащимся,
наблюдая за процессом и направляя его.
В новой школе ученикам не надо сидеть ровными рядами лицом к
учителю. Каждый ученик (и это правило уже реализовано в школе Silverton)
должен иметь достаточно места для свободного перемещения по классу и
взаимодействия с другими учениками и различными технологическими
устройствами. Эти устройства должны быть постоянно готовы к работе и
повсеместно доступны. Они должны отвечать разным учебным требованиям,
варьирующимся в зависимости от выполняемой задачи. Это значит, что
технология по возможности должна быть мобильной и не привязанной к
одному месту.
Выводы
Если вы хотите сделать технологию катализатором обучения, она не
должна существовать в изоляции. Прочие факторы: учебное пространство,
учебная программа, система оценок и профессиональный рост учителя, -
тоже имеют большое значение для грамотного внедрения технологии.
Предусматривать это внедрение необходимо на самых ранних этапах
проектирования учебного пространства.
При проектировании учебного пространства могут возникнуть следующие вопросы, связанные с внедрением технологических решений:
- Каким образом ученики будут взаимодействовать с разными технологиями, установленными в школе и в классе?
- Будут ли ученики всегда сидеть за партами при использовании КПК и
мобильных компьютеров, или им можно будет сидеть в удобных креслах, на
ступеньках и на полу?
- Хватит ли ученику места для размещения технологических и нетехнологических учебных материалов на своей парте или столе?
- Удобна ли мебель для совместной работы с одним настольным или плоским экраном?
- Имеет ли школа средства совместной работы (интерактивные
цифровые доски, видеоэкраны, подключаемые к ноутбукам
жидкокристаллические дисплеи)? Смогут ли ученики вместе работать за
одним компьютерным экраном? Если да, правильно ли эти экраны
расположены? Удобно ли будет с ними работать всему классу или небольшим
группам?
- Нужны ли школе подвижные стены, позволяющие проводить
видеоконференции и виртуальные занятия с небольшими группами, не мешая
остальным ученикам?
- Достаточно ли в классах электрических розеток для зарядки всех имеющихся у учеников пользовательских устройств?