Главная » Статьи » Мои статьи

Психическое здоровье ребёнка
                                 Что такое психическое здоровье?

Психическое здоровье - это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. Например, плохое самочувствие влияет на поведение человека и, в свою очередь, на то, как он общается с другими людьми. И наоборот, то, как он общается с другими влияет на его собственное поведение и настроение. Итак, в основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты. 
 
                                        Эмоциональные проблемы

Психически здоровый человек до некоторой степени контролирует свои эмоции и их проявления. Например, справляется с отрицательными эмоциями (такими как гнев или агрессия), сознательно стремясь к лучшему самочувствию. Он также справляется с негативной ситуацией, проанализировав ее.
У ребенка возникают трудности, во-первых, когда он не может выразить свои чувства, и во-вторых, когда не может сам справиться с частыми или длительными периодами какого-либо эмоционального состояния.
Например:
 Постоянные трудности в сложных ситуациях. Ребенок становится необъяснимо напуган в незнакомых ситуациях, и его не удается успокоить или уговорить.
 Постоянное беспокойство или напряжение. Ребенок убежден, что ему или кому-то другому будет причинен вред, и остается беспокойным, даже когда все, казалось бы, нормально.
 Формы проявления эмоций и поведение, которые не соответствуют тому, что, судя по всему, чувствует ребенок. Например, ведет себя так, словно его совершенно не волнует смерть отца, хотя на самом деле чувствует опустошение. Подобное событие обычно вызывает у ребенка грусть, страх, беспокойство или злобу.
 Чувства, не соответствующие ситуации. На уроках в школе ребенок все время плачет без видимой причины. Ребенок чрезмерно зол или ведет себя агрессивно.
 Слишком узкий диапазон чувств, "эмоциональная тупость". Ребенок, восстанавливающийся после операции, выглядит апатичным, никогда не улыбается и не плачет.
 
                                            Проблемы поведения

Поведение ребенка напрямую зависит от его эмоций. А эмоции, в свою очередь, можно распознать, лишь наблюдая за поведением. Кроме того, поведение нужно всегда рассматривать в контексте конкретной ситуации и уровня развития ребенка. Сложности возникают тогда, когда ребенок отказывается или не может контролировать свое поведение.
Например:
 Ребенок хочет перестать мочиться в постели, но не может.
 Ребенок всегда разбрасывает вещи в любом месте, в котором находится, и, похоже, не подозревает о производимых им разрушениях.
 
                                            Проблемы общения

Существует множество различных типов общения: в семье, на работе, в школе, в магазине, с друзьями и т.д. Для детей самыми важными являются взаимоотношения с родителями, друзьями и теми, кто представляет для них образец поведения (учителя, сверстники, старшие товарищи).
Результатом нарушения взаимоотношений с другими людьми может быть потеря самоуважения, а ее следствием - эмоциональные и поведенческие проблемы.
Например:
 Число или, что гораздо серьезнее, человеческие качества друзей ребенка настолько неудовлетворительны, что его ежедневная жизнь однообразна. Подросток, которому сложно заводить друзей в школе, примыкает к плохой компании.
 Ребенку трудно общаться с другими так, чтобы это общение удовлетворяло его в эмоциональном плане. Ребенок школьного возраста становится замкнутым и не реагирует на уговоры родителей, друзей или учителей.
 Ребенок постоянно дерется сов семи.
 
                 Как поддержать психическое здоровье ребенка?

Как уже говорилось выше, самое большое влияние на ребенка оказывают его родители. Поэтому именно от них, в первую очередь, зависит его уравновешенное психическое состояние. Точно так же, как родители обеспечивают ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить своим детям и душевное здоровье. Как это сделать?
 
                                 Поддерживать положительную самооценку

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья всех людей. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.
Например:
 с трудом управляет такими чувствами, как злость;
 застенчиво, ненапористо или, наоборот, высокомерно, повелительно или чрезмерно агрессивно себя ведет;
 с трудом устанавливает и поддерживает доброжелательные отношения с другими людьми.
Самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостаточного самоуважения. Например, ребенок, не чувствующий уверенности в себе, может вести себя агрессивно и высокомерно, чтобы защититься от того, что он сам воспринимает как агрессию или превосходство других. Ребенок с сильным чувством самоуважения доброжелательно относится к окружающим и терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям.
Формирование правильного самовосприятия у ребенка очень сложная задача, потому что требования жизни постоянно меняются по мере того, как ребенок растет и развивается - психические и социальные задачи могут казаться бесконечными. Возможно, подростку, который был вполне уверен в себе в раннем возрасте, понадобится помощь в начальной или средней школе. Многие дети продолжают нуждаться в помощи и поддержке других людей, прежде всего родителей, когда начинают искать себя. Помогать ребенку обрести устойчивое, правильное самовосприятие - наиболее важная и благодарная задача родителей.
Родители по-разному могут помочь детям обрести уверенность в себе. Чрезвычайно эффективный способ - помочь ребенку обнаружить и развить свои сильные стороны. Все дети, даже казалось бы крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, талант менее заметен, однако он точно есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других - невероятное воображение, помогающее им находить новые решения задач. У третьих просто милый, добродушный характер.
Всем детям, независимо от их достоинств необходимо знать, что РОДИТЕЛИ ЛЮБЯТ ИХ И ГОРДЯТСЯ ИМИ. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить.
Часто возникают ситуации, ударяющие по чувству собственного достоинства ребенка. Общество очень многого ждет от ребенка - подчинения официальным лицам, спокойного поведения в классе, освоения чтения, счета, пользования деньгами и следования еще многим писаным и неписаным правилам. Дети либо стараются идти навстречу, либо сопротивляются навязанным им внешним требованиям. Для многих детей, особенно для тех, кто плохо усваивает новое, именно проблемы самоуважения являются типичными сложностями развития и обучения. От родителей требуется помощь и поддержка для того, чтобы компенсировать негативные переживания, связанные с неудачами и разочарованиями. В числе прочего эта помощь оказывается при выявлении "сильных" сторон ребенка.
 
                    Содействовать эмоциональному благополучию

В хорошем эмоциональном состоянии человек ежедневно успешно преодолевает различные препятствия.
Преодоление включает в себя:
 осознание,
 управление,
 выражение чувств соответствующим образом.
 
                            Помочь ребенку осознать свои эмоции

Прежде чем ребенок научится контролировать свои эмоции, он должен научиться их осознавать и определять (отличать друг от друга). Для этого детям необходимо научиться свои эмоции проговаривать и обсуждать. Эта задача особенно сложна для детей, так как их возможности словесного общения ограничены по сравнению с возможностями взрослых. Так, плохо пройдя испытание, потеряв игрушку, наблюдая, как другой ребенок становится любимчиком учителя, после долгого ожидания и т.п. - ребенок может не знать, как ему выразить неудачу, отказ, недовольство, обиду или усталость и может разозлиться.
Родителям вполне по силам помочь ребенку, объяснив, что им понятны его чувства, предложить поговорить о них и дать совет, как поступить в той или иной ситуации. К примеру, если ребенок (школьного возраста) разозлился, когда его попросили помыть посуду, родители могут сказать: "У тебя, наверное, был трудный день, ведь ты всегда так рад помочь с мытьем посуды. С тобой трудно разговаривать, когда ты злишься. Я чем-то обидел тебя?" Такой подход поможет ребенку вступить в разговор о его чувствах и, возможно, выяснить, что его беспокоит.
Родители должны внимательно выслушать ребенка и выяснить все причины, из-за которых у него возникло такое эмоциональное состояние. Они могут захотеть вернуться к этой теме, показав через некоторое время, что она им все еще интересна. В будущем это также поможет ребенку не стесняться и всегда обращаться со своими проблемами к родителям.
Помощь, оказанная ребенку в обсуждении его чувств, может способствовать тому, что в дальнейшем ему будет намного легче решать различные проблемы. Такое обучение не только содействует лучшему управлению своими эмоциями, но и поможет в будущем устанавливать хорошие взаимоотношения с людьми.
 
           Помочь ребенку контролировать и управлять эмоциями

Научившись распознавать и обсуждать чувства, ребенок будет лучше справляться с ними. Дети не склонны контролировать сильные эмоции, даже если они их распознают. Для родителей очень важно научить своих детей как-то контролировать свои эмоции.
Предположим, что ребенок никак не может справиться с иррациональными страхами и боится чудовищ. Родители должны объяснить ребенку, что в доме не водится никакие чудовища, и предложить вспомнить об этом или громко сказать это вслух, когда снова возникнет страх.
Другой наиболее часто встречающийся пример - проявление гнева и агрессии ребенка. В этом случае даже маленькому ребенку можно сказать: "Мы понимаем, что ты злишься, из-за того, что что-то не получил, или что-то не по-твоему." Иногда даже этих слов бывает достаточно, чтобы пыл ребенка поугас. Но можно подробнее расспросить его о недовольстве, дав ему таким образом выговориться и более четко определить свой гнев, а затем, предложить ему переключить внимание на что-то другое. (С маленькими детьми лучше всего заняться чем-то вместе.)
Важно найти ребенку (любого возраста) какое-то занятие, которое отвлекло бы его от мучительных переживаний. Заблуждение взрослых, что малыш или подросток, испытывает удовольствие, когда "треплет другим нервы". Дети очень страдают от своих переживаний, так как не могут и не знают, как от них освободиться. А не могут потому что их никто не научил этому.
Однако надо помнить, что контроль над чувствами еще не означает их отрицания или смягчения. Правильнее сказать, что контроль над чувствами должен не позволить им доминировать в мыслях и поведении. Если ребенок поймет, что чувства естественны, но в то же время и проходящи, и что ими можно управлять своими мыслями и поведением, он приобретет необходимые интуицию и внутреннюю силу.
 
                          Помочь ребенку выражать свои эмоции

Дети готовы демонстрировать свои эмоции родителям, другим членам семьи и друзьям. Спорный вопрос состоит не в том, показывать ли чувства, а в том, как это делать. У детей есть выбор. Ребенок, который, к примеру, злиться на приятеля, может кричать и злиться на родителей. Альтернативой может стать угрюмое поведение в следующие несколько дней. Наиболее конструктивный поступок в этой ситуации - прийти к приятелю и объяснить, как он себя чувствует, или освободиться от напряжения с помощью какой-нибудь полезной физической нагрузки, например, бега или велосипедной прогулки. Но чтобы знать о путях выхода из положения и использовать их, детям нужен совет и понимание родителей.
У каждого человека свои способы справиться с собой, и родителям может быть сложно повлиять на то, как их ребенок выражает свои эмоции. Родители должны бороться с искушением переделать ребенка по своему образцу, им не могут ожидать что способ подавления эмоций у ребенка будет совпадать с их собственным. Исследуя вместе с ребенком различные варианты поведения, родители помогают сохранить ему свое собственное лицо, самоуважение и помогают лучше контролировать себя. Требования, чтобы ребенок "был мужчиной" или "вел себя, как леди", может оказаться несовместимым с его уровнем развития и темпераментом и только усложнит существующую проблему.
Когда родители перестают подгонять детей под определенные рамки, когда они внимательно прислушиваются к проявлениям и словам ребенка, они обнаруживают, что дети, когда они спокойны, удивительно открыты для самооценки, и, очевидно открыты для осознания возможности изменения способа выражения своих эмоций. Когда дети верят в то, что родители действительно слышат и понимают их чувства, даже самые болезненные проблемы становятся разрешимыми. Родители должны проявлять такт и спокойствие, давая возможность детям выражать свои чувства и заботы.
Категория: Мои статьи | Добавил: tornado (08.02.2010)
Просмотров: 4098 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: